«Народной песне в салоне тесно»
Более шестнадцати лет* в самом центре Москвы в гостеприимном Центральном Доме работников искусств регулярно проходят вечера-концерты «Российского Клуба музыкантов-народников». Организовали его солисты легендарного квартета «Сказ» заслуженные артисты России Дмитрий Белинский и Валентина Соболева-Белинская, считающие, что творить, сохранять и развивать свой жанр лучше вместе, сообща.
За это время клуб объединил довольно большой и устойчивый круг музыкантов, певцов, руководителей творческих коллективов, а также слушателей из Москвы и Подмосковья. Организаторы собраний стараются предоставлять сцену не только признанным мастерам народного искусства, но и тем, кто только начинает свой творческий путь и более всего нуждается в поддержке, доброжелательной критике, добром совете.
Гостями клуба были многие известные и мало знакомые широкому зрителю исполнители и ансамбли народной музыки самых разных творческих направлений и пристрастий — от фольклорных до модерновых, а также молодые начинающие талантливые музыканты, для которых выступление на сцене ЦДРИ престижно, поучительно и очень памятно. Так, например, специальная встреча была посвящена юным исполнителям, учащимся московских ДМШ и детскому ансамблю «Забава» из города Костерёво Владимирской области (руководитель В. Титаренко). Яркое впечатление оставило выступление ансамбля народной музыки «Родные напевы» из города Кольчугино Владимирской области, представившего целое музыкально-вокально-хореографическое действо. В ансамбле в основном молодежь. Любители, но каждый из них, как говорится, мастер на все руки — поет, пляшет, играет на нескольких музыкальных инструментах. В причудливые, красочные узоры сливаются голоса баянов, балалаек, свирелей, жалеек, кугикл, владимирских рожков, окарин, свистков, гуслей звончатых и ударных инструментов. Можно послушать игру на редком сейчас древнем гудке.
Программа коллектива очень динамична. Как в калейдоскопе, сменяют друг друга обрядовые, игровые, лирические и плясовые песни, хороводы, танцы, инструментальные наигрыши, сценки из народной жизни, картинки деревенских посиделок, гуляний. Все сделано ярко, убедительно. Артисты не «исполняют», они играют себя, преподносят свое, родное, поэтому, наверное, работают с полною отдачей, темпераментно, броско, сочно.
Основу репертуара составляет фольклор Владимирской земли. Но вместе с тем коллектив успешно осваивает и претворяет на сцене характерные особенности народных традиций и других регионов России. Заслуживает внимания бережное отношение коллектива к первооснове — народной песне, тонкое чувство стиля, как в обработке, распеве, так и в манере исполнения, и, что важно, хорошее знание законов сцены, «чувство публики», умение сделать номер, а также выстроить всю программу. Как и полагается в клубе, в завершении программы бессменный руководитель ансамбля заслуженный работник культуры России В. Першин поведал собравшимся о многотрудной и интересной истории ансамбля, о своих сподвижниках, поделился опытом организации ре-петиций и составления репертуара, Выступление этого коллектива, который уже по достоинству оценили зрители Японии, Германии, Голландии, Швейцарии, еще раз убеждает, как удивительно талантлив наш народ, какие чудесные у него обряды, обычаи, игры, как он умеет петь и плясать, весело отдыхать, интересно справлять свои праздники. К сожалению, таких коллективов у нас немного. Не так часто встречаются и такие самородки, как В. Першин. И спасибо им, что они представляют высокие образцы подлинно народного искусства. Выступление на сцене ЦДРИ — это экзамен. Но сдают его друзьям. Молодой ансамбль «Подмосковные вечера» из города Зеленограда вызвал разноречивое мнение. Программа состояла из самых популярных русских песен, а также цыганских, еврейских, одесских танцев. В этом наборе, кстати сказать, цыганские и еврейские танцы исполнялись ближе к традиционной первооснове нежели русские, представленные в эстрадной и даже «попсовой» обработке.
Думается, что ансамбль с вниманием и пониманием воспринял советы музыкантов, фольклористов, взыскательной, небезразличной к на-родной культуре публики. Скорректировать творческую манеру исполнения, помочь коллективу отобрать произведения для новой программы уже вызвались некоторые члены клуба. Договорились поставить новые номера, в основу которых войдут традиционные бытовые танцы, такие как тустеп, «Светит месяц», краковяк.
А вот несколько имен музыкантов, украсивших своими выступлениями клубные собрания. Это народные артисты России М. Рожков и В. Гридин, заслуженный артист Украины В. Илляшевич, заслуженный артист РФ Н. Комолятов и автор книги «Поэма о гитаре» А. Шилялин, гитаристы Н. Осипов, М. Александрова, скрипачка Т. Давыдова. Певец Н. Тюрин и мастер художественного слова Л. Полей представили публике музыкально-литературный вечер «Гитара в России». Н. Комолятов провел концерт классической гитары со своими учениками - гнесинцами Р. Хабибуллиным и И. Полонским.
На славу удался вечер памяти блестящего аккордеониста, композитора, основателя и руководителя популярнейшего в послевоенные годы эстрадного квартета Всесоюзного радио Б. Тихонова, посвященный 75-летию со дня его рождения. Широко были представлены в клубе ансамбли. Это ансамбль русских народных инструментов под управлением лауреата международного конкурса В. Петрова с отличной солисткой С. Олейниковой, исполнившей цикл русских песен в свежей, очень своеобразной обработке В. Чернышова, руководителя популярной эксцентрик-шоу группы «Джаз-балалайка», также продемонстрировавшей свое искрометное жизнерадостное искусство гостям клуба. А сколько радости доставил всем ансамбль «Орловский сувенир» и его бессменный руководитель и участник (ах, как в его руках звучит гармошка-ливен-ка!), автор всех исполняемых ансамблем композиций, заслуженный деятель искусств России Е. Дербенко. Круг музыкантов в клубе широк и не ограничивается только инструменталистами. Почти в каждом концерте звучат живые голоса певцов-солистов и вокальных ансамблей. Они тоже очень разные. Невозможно не откликнуться на очень доверительное, предельно выразительное, мягкое, нежное пение камерного мужского вокального трио «Реликт» (А. Никеров, А. Кондратов, В. Моюнов). Они подарили публике программу старинных русских городских романсов и песен, аккомпанируя себе на гитарах. Используя самый минимум внешних театральных приемов (которые тем не менее ощущаются — у каждого певца свое амплуа, своя роль в сюжете романса), в основном благодаря богатым возможностям вокала, а также мастерским аранжировкам, они добиваются удивительной красоты звучания. Каждый их романс — это глубокая содержательная новелла. И совершенно справедливо, отвечая на один из вопросов из зала, соавтором своих творческих успехов артисты назвали великолепного педагога и аранжировщика Б. Шляхтера.
Ведущие собрания клуба В. Соболева-Белинская и Д. Белинский, являясь хозяевами «салона», разговаривают не только с артистами, но и со зрителями, многих из которых хорошо знают и чье мнение важно услышать выступающим. Ведь среди публики — известные музыканты, педагоги, активисты клуба, некоторые из них на прошлых вечерах сами выступали на этой сцене, а сейчас пришли послушать коллег. Здесь же можно приобрести нотные сборники, информационный бюллетень «Народник», кассету или компакт-диск исполнителей. Очень интересно бывает узнать из первых уст новости музыкальной жизни столицы, вести с мест. Непринужденность обстановки располагает к неспешному общению посетителей клуба до и после встречи. ЦДРИ как дом творческой интеллигенции работает допоздна. Поэтому заседания клуба — очень удобное место для встреч друзей, объединенных любовью к народному искусству. Там же можно встретить мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, которые демонстрируют свои работы.
Несмотря на все прекрасное в деятельности клуба, нельзя не сказать, что перед ним стоит много серьезных проблем. Народной песне в салоне тесно и это — одна из главных проблем клуба. Клуб должен представлять собой творческую лабораторию, из которой молодые исполнители могли бы выходить на широкого зрителя. Им необходимо давать рекомендации известных мастеров. В этом большой резерв клуба. В планах — устраивать выставки музыкальных инструментов, привлекать новых исполнителей, слушателей, расширять сферы своей деятельности, помогать молодым музыкантам.
Владимир ГЛЕЙХМАН, заслуженный работник культуры России, профессор
Из журнала "Народное творчество", №1, 1997
* дополнено и исправлено администратором сайта. |